Top

Черновики историка
Веб-журнал Григория Андреева
http://l-flow.ru

Сто лет назад. Трамвайная электростанция в 1913 году. Служба распределения тока

Какъ было уже выше сказано, энергія высокаго напряженія, вырабатываемая Центральной станціей, передается на подстанціи при помощи подземныхъ кабелей высокаго напряженія, состояпшхъ изъ трехъ мѣдныхъ жилъ съ круглымъ или секторіальнымъ сѣченіемъ, покрытыхъ бумажной изоляціей; изоляція покрывается свинцовой оболочкой, слоемъ асфальтированнаго джута и, наконецъ, двойной желѣзной броней. Для возможности контроля и промѣра кабелей на пути ихъ, въ нѣсколькихъ мѣстахъ, устанавливаются контрольные колодцы съ коммутаціонными ящиками, дающими возможность дѣлить кабели на секціи.
Отъ Центральной станціи къ каждой изъ подстанцій проложено по 2 кабеля высокаго напряженія, разсчитапныхъ на 2/3 полной нагрузки каждый. Къ Лубянской подстанціи, въ виду ея громаднаго значенія для правильнаго движенія, проведены 3 кабеля.

Питательная сѣть низкаго напряженія состоитъ изъ одножильныхъ освинцованныхъ и бронированныхъ кабелей, уложенныхъ въ землю и подающихъ постоянный токъ отъ подстанціи къ рабочему проводу; совершенно такіё же кабели служатъ и для отвода тока изъ рельсъ обратно на подстанціи.

Вся воздушная сѣть трамвая раздѣлена на отдѣльные районы, соотвѣтственно числу подстанцій. Въ каждомъ районѣ путемъ подсчета установлены мѣста присоединеиія кабелей прямой и обратной сѣти, такъ называемые питательные пункты.
Питательный и обратный кабели входятъ въ особый коммутаціонный ящикъ, дающій возможность, въ случаѣ порчи изоляціи питательнаго кабеля, замѣнить его обратнымъ, высота изоляціи для котораго имѣетъ гораздо меньшее значеніе.
Изъ коммутаціоннаго ящика подземные кабели выходятъ на столбы и присоединяются къ участковому выключателю, изъ котораго выводятся освинцованные кабели съ резиновой изоляціей и присоединяются при помощи особыхъ клеымъ къ рабочему трамвайному кабелю. Обратные кабели, выйдя изъ коммутаціоннаго ящика, оканчиваются герметической муфтой, гдѣ соединяются съ мѣдными проводами, присоединяемыми ко всѣмъ рельсовымъ ниткамъ пути при помощи особыхъ втулокъ съ пульками, подобными электрическимъ соединеніямъ.
Кабели высокаго и низкаго напряженія укладываются въ землю на глубинѣ около аршина. На дно предварительно заготовленной канавы насыпается слой песку или просѣянной земли; на этотъ слой укладываются кабели и засыпаются пескомъ. Поверх уложенныхъ такимъ образомъ кабелей, для предохраненія ихъ отъ механическихъ поврежденій при земляныхь работахъ, производящихся вблизи ихъ, укладываются ряды кирпичей.
Всего въ настоящее время уложено: кабелей высокаго напряженія—около 85 верстъ; питательныхъ и обратныхъ кабелей—около 240 верст.
Трамвайный рабочій проводъ изготовляется изъ жестко-тянутой мѣди и имѣетъ фасонный профиль въ видѣ сплюснутой восьмерки съ поперечнымъ сѣченіемъ въ 65 кв. мм.
Надъ рельсовыми путями проводъ подвѣшивается въ зависимости отъ ширины уличнаго проѣзда или на центральныхъ столбахъ съ двойными кронштейнами или на боковыхъ столбахъ. поставленныхъ по обочинамъ тротуаровъ, при помощи поперечныхъ стальныхъ троссовъ, на высотѣ 6-ти метровъ, считая отъ головки рельса. Въ тѣхъ случаяхъ, когда одиночный путь прокладывается вдоль бульваровъ или тротуаровъ, при подвѣскѣ рабочаго провода примѣняются столбы съ одиночными кронштейнами. Такъ какъ сниманіе тока производится при помощи дуги, то для ея равномѣрнаго износа проводъ подвѣшивается надъ путями зигзагами.
Столбы, употребляемые для поддержки провода и троссовъ, изготовляются изъ стали. Столбы составлены изъ стальныхъ трубъ, 3-хъ различныхъ діаметровъ, вставленных) подъ давленіемъ одна въ другую и заказанныхъ на русскихъ заводахъ; часть столбовъ изготовлена на заграничныхъ заводахъ по способу Манесмана и представляетъ цѣльно тянутые изъ одного куска стали столбы изъ 3-хъ колѣнъ съ различными діаметрами.
Столбы устанавливаются ві, ямахъ, глубиной не меньше 1,8 метра и діаметромъ отъ 0,7 до 1,5 метра, въ зависимости отъ свойствъ грунта и діаметра столба. ПІослѣ установки яма забивается бетономъ состава: 1 часть портландскаго цемента, 5 частей рѣчного песку и 7 частей кирпичнаго щебня.
На длинныхъ, вылетающихъ за городъ линіяхъ или на очень тяжелыхъ участкахъ, для уменьшенія паленія напряженія въ воздушной сѣти, надъ каждымъ рельсовымъ путемъ подвѣшивается по два провода. Такой способъ подвѣски имѣетъ еще преимущество, заключающееся въ томъ, что износъ дуги дѣлается меньше и, въ случаѣ обрыва одного провода, движеніе можетъ совершаться по другому.
Вся воздушная сѣть дѣлится на отдѣльные районы, по числу подстанцій, при помощи участковыхъ изоляторовъ. Такими же изоляторами, каждый отдѣльный районъ разбивается на отдѣльные участки по числу питательныхъ кабелей.
Дѣленіе сѣти наотдѣльные независимые участки—необходимо въ цѣляхъ надежности эксплоатаціи, для того, чтобы дефектъ на какой-либо подстанціи или порча одного изъ питательныхъ кабелей отражались на возможно меньшемъ районѣ, и послѣ выключенія подстанціи или кабеля движеніе могло быть возстановлено подачей тока съ сосѣднихъ подстанцій или кабелей.
Кабельная сѣть и сѣть рабочаго провода разсчитана такимъ образомъ, чтобы паденіе напіряженія въ рельсовой сѣти между ея любыми точками не должно превышать въ центральныхъ частяхъ города 1,5 вольтъ, на вылетающихъ линіяхъ—1 вольта на 1 километръ протяженія рельсовыхъ путей. Такое сравнительно незначительное паденіе напряженія въ рельсахъ объясняется возможностью отвѣтвленія токовъ изъ рельсъ въ землю и дальнѣйшее протеканіе ихъ на пути на подстанціи по подземнымъ сооруженіямъ, водопроводнымъ, газовымъ и другимъ. Послѣдствіемъ такого отвѣтвленія тока при значительной его величинѣ, зависящей отъ разности напряжения въ рельсахъ, можетъ быть разрушеніе металлическихъ трубъ. Для контроля и регулировки распредѣленія напряженія въ рельсахъ на подстанціяхъ устанавливаются въ обратныхъ кабеляхъ реостаты и вольтметры, соединяемые съ различными пунктами рельсовой сѣти при помощи контрольныхъ жилъ въ обратныхъ кабеляхъ или тонкихъ изолированныхъ контрольныхъ проводовъ, прокладываемыхъ на изоляторахъ, укрѣпленныхъ на трамвайныхъ мачтахъ.
Для предохраненія проводовъ слабаго тока, телефонныхъ и телеграфныхъ, отъ соприкосновенія съ рабочимъ трамвайнымъ проводомъ и для уничтоженія опасности для пассантовъ въ случаѣ обрыва проводовъ сильнаго тока, всѣ голые провода, пересѣкающіе трамвайныя линіи или находящіеся въ непосредственной близости къ нимъ, замѣняются воздушными же изолированными проводами, а въ особо сложныхъ случаяхъ, при большомъ числѣ проводовъ, голые провода замѣняются подземными освинцованными кабелями телеграфнаго типа съ бумажной изоляціей, что имѣло мѣсто, напримѣръ, на Мясницкой улицѣ, гдѣ существовавшая воздушная магистраль была замѣнена закладкой 3-хъ подземныхъ кабелей, по 21 жилѣ въ каждомъ.
Для обозначенія остановочныхъ пунктовъ на трамвайныхъ столбахъ или на особыхъ колоннахъ устанавливаются металлическіе фонари. По вечерамъ въ фонаряхъ зажигаются электрическія лампы накаливанія, питаемыя токомъ отъ рабочаго провода; цвѣтныя же стекла, которыми закрыты съ боковъ фонари, дѣлаютъ издалека замѣтными мѣста остановки вагоновъ.
Въ интересахъ правильнаго движенія контроля за временемъ пробѣга вагоновъ, а также чтобы дать возможность вожатымъ выдерживать время, назначенное имъ для пробѣга рейса, въ различныхъ мѣстахъ города установлены электрическіе часы, показываюшіе однообразное для всего города время: часы приводятся вь дѣйствіе отъ центральныхъ часовъ, установленных, въ зданіи Городской Думы на Воскресенской площади. Изолированные воздушные провода, соединяющіе вторичные часы съ главными центральными, укрѣплены на трамвайныхъ мачтахъ при помощи фарфоровыхъ изоляторовъ.
(Современное хозяйство города Москвы. М., 1913).

Веб-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc.
Главный редактор сайта © Григорий Андреев, Kirsoft Inc.
Информационное наполнение и все права © Григорий Андреев, Kirsoft Inc., 2013-2018

Темы этой статьи

[Ваш браузер устарел]
Тема%
     История Мосэнерго100