Top

Черновики историка
Веб-журнал Григория Андреева
http://l-flow.ru

Сто лет назад. Трамвайная электростанция в 1913 году

Центральная станція расположена между Москвой-рѣкой и Канавой, на берегу последней, на такъ называемомъ Винно-Соляномъ дворѣ. Площадь земли, занимаемой станціей, составліяетъ 4.325 кв. саж. Вода, необходимая для охлажденія пара, въ количествѣ до 400.000 ведер въ часъ, во время половодья берется изъ Москвы-рѣки; подогрѣтая же вода спускается въ Канаву. Послѣ установки плотины, когда уровень воды въ Канавѣ дѣлается выше, чѣмъ въ рѣкѣ, вода для охлажденія берется изъ Канавы, а подогрѣтая вода спускается въ Москву-рѣку. Для этой цѣли устроены 2 каменныхъ пріемника: одинъ—на берегу Москвы-рѣки, соединенный съ Центральной станціей желѣзо-бетонной трубой въ 60" діаметромъ; другой—на берегу Канавы—съ чугунной трубой въ 42" діаметромъ. На самой станціи стоятъ насосы, подающіе воду въ конденсаторы паровыхъ турбинъ; отработанная подогрѣтая вода самотокомъ идетъ въ рѣку или Канаву.
image002

Для приведенія въ дѣйствіе машинъ на станціи установлены водотрубные котлы. Всего въ настоящее время установлено 24 котла съ поверхностью нагрѣва около 300 кв. метр, каждый, завода Фицнерь и Гамперъ. Заказаны и будутъ установлены въ самомъ непродолжительномъ времени еще 4 котла: системы Гарбе и 2—системы Бабкокъ и Вилькоксъ, съ поверхностью нагрѣва по 340 KB метр, каждый. Котлы снабжены экономайзерами, доводящими температуру питательной воды до 80—100" С. и перегрѣвателями, повышающими температуру пара до 350 С. Продукты горѣнія изъ дымоходовъ уходятъ въ 4 кирпичныхъ трубы, имѣющихъ высоту въ 60 метр, и діаметръ отверстія вверху въ 2,6 метр.

Рядомъ съ котельнымъ помѣщеніемъ расположенъ машинный залъ, гдѣ установлены паровыя турбины. Въ настоящее время на станціи работаютъ 5 турбинъ по 3.000 килоуаттъ каждая и недавно закончена установкой еще одна, мощностью въ 6.000 килоуаттъ. Турбины снабжены поверхностными конденсаторами, дистилированная вода изъ которыхъ идеть обратно на питаніе котловъ.
4 изъ поставленныхъ ранѣе турбинъ построены заводомъ Броунъ-Бовери и К" въ Баденѣ, а одна, съ генераторомъ Броунъ-Бовери,—аугсбургскимъ машиностроительнымъ заводомъ. Вновь установленная турбина, мощностью въ 6.000 килоуаттъ, заказана опять заводу Броунъ-Бовери и К". Генераторы паровыхъ турбинъ, дѣлающихъ 1.500 оборотовъ въ минуту,
дають трехфазный перемѣнный токъ, съ напряженіемъ въ 6.600 вольтъ при 25 періодахъ въ секунду, Токъ этотъ, при помощи освинцованныхъ и бронированныхъ кабелей, подводится къ сборнымъ полосамь распредѣлительнаго щита,
расположеннаго по фасаду зданія, обращенному къ Канавѣ. Распредѣлительный щитъ состоитъ изъ 3-х этажнаго желѣзо бетоннаго сооруженія и содержитъ всѣ необходимые аппараты и приборы для правильной работы станціи. Управленіе приборами и кабелями высокаго напряженія сосредоточено наверху щита; приборы низкаго напряженія находятся внизу, на уровнѣ пола зданія.
Отопленіе котловъ производится при помощи нефти, получаемой по нефтепроводу изъ складовъ Общества «Ока», расположенныхъ близъ Симонова монастыря; для храненія запаса нефти на дворѣ станціи устроены 2 подземныхъ
резервуара, емкостью по 50.000 пудовь каждый. Въ послѣднее время, въ виду возрастанія цѣнъ на нефтяные остатки, производятся опыты съ отопленіемъ котловъ антрацитомъ, и въ ближайшемъ будущемъ предположено переустроить
топки 50% котловъ, приспособивъ ихъ къ антрациту.
При Центральной станціи находятся жилые корпуса для высшаго персонала, инженеровъ и техниковъ, и для низшихъ служащихъ, постоянное присутствіе которыхъ на станціи вызывается интересами дѣла. Кромѣ того, во владѣніи станціи находится особый корпусъ, гдѣ помѣщаются мастерская и лабораторія.
Какъ было уже указано, энергія, выработанная Центральной станціей, передается на подстанціи, обслуживающія отдѣльные районы города. Въ настоящее время нмѣется всего 9 подстанцій: Міусская, Новинская, Центральная, Замоскворѣцкая, Рогожская, Краснопрудная, Лубянская, Сокольническая и Мѣщанская.
Подстанціи оборудованы трансформаторами, понижающими напряженіе тока, получаемаго съ Центральной станціи съ 6.600 вольтъ до 300 вольтъ. Энергія съ пониженнымъ напряженіемъ изъ трансформаторовъ поступаетъ во вращающіеся умформеры, которые перерабатываютъ ее въ энергію постояннаго тока, съ напряженіемъ въ 600 вольтъ, поступающую на сборныя полосы распредѣлительныхъ щитовъ, а оттуда—въ питательные подземные кабели.
Нормальнымъ типомъ умформера является машина мощностью въ 600 килоуаттъ, Подстанціи, за исключеніемъ Лубянской, разсчитаны на постановку 4-хъ и 5-ти такихъ умформеровъ, дающихъ въ общей сложности для каждой подстанціи отъ 2.400 до 3.000 килоуаттъ. Двѣ изъ подстанцій, Міусская и Краснопрудная, снабжены аккумуляторными баттареями, дающими токъ въ линію, во время остановки под станцій, и въ ближайшіе вагонные парки для маневрированія вагоновъ для освѣщенія.
Лубянская подстанція, расположенная въ центрѣ города и обслуживающая наиболѣе тяжелый центральный районъ, значительно отличается отъ другихъ подстанцій какъ по своей мощности, такъ и по конструкціи. Въ виду дороговизны земли въ центральной части города, Лубянская подстанція устроена подъ землей, на глубинѣ около 3 саж.
Подстанція представляетъ обширный залъ, перекрытый сводами. Для вентиляціи подстанціи установленъ электрическій вентиляторъ, высасывающій воздухъ изъ помѣщенія въ особую вентиляціонную трубу. Подстанція оборудована, подобно остальнымъ подстанціямъ, трансформаторами и умформерами, но три изъ нихъ—значительно большей мощности, а, именно, по 1.000 килоуаттъ каждый. Остальныя 2 комплекта имѣютъ нормальную мощность въ 600 килоуаттъ.
Отличается отъ нормальнаго типа также подстанція Сокольническая, имѣющая своей задачей, кромѣ трамвая, обслуживать и освѣщать многочисленные городскія учрежденія, расположенныя въ Сокольническомъ районѣ. Для достиженія этой цѣли, на подстанціи установлены умформеры, могущіе давать энергію постояннаго тока или въ 600 вольтъ для трамвайныхъ цѣлей, или въ 500 вольтъ для цѣлей освѣщенія; резервный аггрегатъ служитъ одновременно и для цѣлей трамвая и для цѣлей освѣщенія. На подстанціи установлена аккумуляторная баттарея. Освѣтительная кабельная сѣть выполнена по трехпроводной системѣ, съ заземленнымъ центральніьімъ ггроводомъ.
(Современное хозяйство города Москвы. М., 1913).

Веб-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc.
Главный редактор сайта © Григорий Андреев, Kirsoft Inc.
Информационное наполнение и все права © Григорий Андреев, Kirsoft Inc., 2013-2018

Темы этой статьи

[Ваш браузер устарел]
Тема%
     История Мосэнерго100