Top

Черновики историка
Веб-журнал Григория Андреева
http://l-flow.ru

Электрозаграждения вокруг Москвы в 1941 году. Начало

После оставления Смоленска с начала июля 1941 года на Московском направлении стала возводиться система оборонительных сооружений. На основании решения Государственного комитета обороны (ГКО) от 16 июля развернулось строительство Можайской линии обороны, предназначавшейся для прикрытия операционных направлений: Калинин-Москва; Ржев, Волоколамск-Москва; Вязьма, Можайск-Москва; Юхнов, Малоярославец-Москва. 20 июля в Государственный Комитет Обороны поступила записка заместителя начальника Главного военно-инженерного управления Красной Армии (ГВИУ КА) генерал-майора инженерных войск Галицкого "О строительстве электризированных препятствий на подмосковном оборонительном рубеже". Предлагалось построить комплекс электризованных препятствий на подмосковном рубеже общей длиной 230 км, из них: 164 км – надземных проволочных электризованных препятствий (колючая проволока, проволочная сеть), 11 км – водных электризованных препятствий, 55 км – участков электризованной почвы.

Предложение Галицкого поддержали Н.А. Вознесенский и Г.К. Жуков, и 2 июля 1941 года вышло постановление ГКО № 373 о строительстве электризованных препятствий под Москвой.

Вот как звучало Постановление: "Предложить Наркомату обороны (ГВИУ) немедленно приступить к созданию на оборонительном рубеже полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий передач".

Но столь грандиозное строительство в условиях войны не могло не столкнуться с отсутствием необходимых материалов, инженеров и квалифицированной рабочей силы. Так, в ГВИУ не было своих специалистов высоковольтников. Поэтому ГКО в конце июля 1941 года обязал Наркома электростанций Леткова выделить (в основном) из системы Мосэнерго несколько бригад электромонтеров (всего – 100 человек) со специальным и инструментом и автотранспортом. Среди специалистов принимавших участие в строительстве электрозаграждений военные инженеры - В. И. Железных, М.Ф. Иоффе, Д.С. Кривозуб, И.Н. Гуреев, К.В. Зимницкий, М И. Ершов, М.С. Рошаль, Я.М. Рабинович, В.К. Харченко, И.В. Тихомиров, инженеры Мосэнерго — Г.В. Сербиновский, А.И. Голицын, А.А. Кузнецов, Н.С. Лебедев и другие.

ГВИУ обратилось в Комитет обороны с просьбой отнести окончание работ на сентябрь месяц. Но быстрое наступление немцев расстроило эти планы. Материалы должны были поступать из разных мест Советского Союза. Изоляторы – из Харькова, который немцы заняли в октябре, разъединители однополисные – с Урала, резина изготавливалась в Ярославле, проволока железная оцинкованная должна была прибыть из Нижнеднепровска, где уже 28 августа были немецкие войска.

Строительство первой очереди пояса электрозаграждений протяженностью более 150 км было завершено к 25 сентября 1941 года на участке обороны Хлебниково, Нахабино (здесь находился опытный полигон НИВИИ), Красная Пахра, Подольск, Домодедово. Фактически, этот пояс через линии электропередач и подстанций стал частью системы Мосэнерго.

К моменту первых боевых столкновений с немцами 10-12 октября 1941 года подмосковная линия обороны и полоса электризованных заграждений была построена примерно на 50 процентов. 18 октября 1941 года немцы прорвали линию обороны.

И, всё же, при всей нехватке ресурсов, в условиях военного времени, за месяц-полтора было осуществлено невиданное строительство, были построены десятки километров заграждений. Как писал генерал К.Ф. Телегин: "Работа за короткий срок была проделана поистине огромная, но все же оставалась далекой от завершения. Строителей рубежей обвинять было не в чем - они трудились на пределе человеческих сил, до кровавых мозолей, недосыпая и недоедая. Никто не роптал, не пытался отлынивать от дела… труд на оборонительных объектах столицы равнялся выполнению боевой задачи".

Карта электрозаграждений


Веб-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc.
Главный редактор сайта © Григорий Андреев, Kirsoft Inc.
Информационное наполнение и все права © Григорий Андреев, Kirsoft Inc., 2013-2018

Темы этой статьи

[Ваш браузер устарел]
Тема%
     Великая Отечественная война50
     История Мосэнерго50