Top

Черновики историка
Веб-журнал Григория Андреева
http://l-flow.ru

Убийство старой Москвы

Особняк Н.А. Савеловой 30-х годов

24 октября 1912

Ранне утро

УБИЙСТВО «СТАРОЙ МОСКВЫ».

Городская дума и исторические особняки. 

        С необычайно быстрым темпом совершается метаморфоза внешнего облика Москвы. 
Под натиском капиталистической современности незаметно стираются и исчезают самобытные черты, которыми славилась старая Москва. 
Нивелирующая рука времени коснулась без шума такой оригинальной особенности, как московские парки и особняки. 
Приговор произнесен московским городским управлением, которое постановило облагать особняки по стоимости их, а не по доходности. 
Высокая норма обложения, несомненно, вызовет у настоящих владельцев особняков желание ликвидировать эти памятники старины, которые станут предметом роскоши. 
Означенная мера городской управы возбуждает протесты в кругах знатоков и ценителей старой Москвы. 
Мы беседовали по этому поводу с такими любителями московской старины, документально изучившими все стороны ее прошлого, как Л.М.Савелов и С.Н.Кологривов. 
        — Мы считаем, что городская, управа, издавая подобную меру, совершает явное преступление. 
Ведь многие дома имеют свою славную историю, связаны с замечательными лицами и событиями.
В них запечатлена неизгладимо вся жизнь, весь быть целых исторических эпох: 20, 30, 40 и 50 годов. 
Возьмите, напр., особняк Н.А.Савеловой, по Трубниковскому пер., относящийся к эпохе 30—40 гг.
Он построен В.И.Новиковой, урожденной Долгорукой. 
В роду В.И.Новиковой были известные государственные деятели Долгорукие, один из сыновей ее состоял послом в Вене и т. п. 
В доме В.И.Новиковой собиралась вся выдающаяся общественная и литературная Москва. 
Или особняк гр. Сологуб, принадлежавшей барону Боде. 
К семье Боде был, между прочим, близок писатель Сологуб, автор «Тарантаса». 
Дом замечательно богат памятниками старомосковского уклада, Интересна там «китайская» комната, где собрано много китайских редкостных вещей. Имеется даже собственная домашняя церковь. 
Во всей неприкосновенности здесь сохранен стиль сороковых годов. 
А дом гр. Олсуфьева, стоивший громадных денег, гр. Бобринской, дом кн. Куракина, в котором стоял штаб французской армии, или дом кн. Юсупова, сохранивший следы времени Иоанна Грозного!.. 
Со стороны московской управы сделан безусловно ложный шаг, показывающий, что у нас не умеют ценить старину. 
Совсем иное отношение наблюдается за границей. 
В Нюренберге, напр., есть древняя часть города, где не разрешается возводить построек в ином стиле, чем окружающие здания XV столетия. 
Такая, как у нас, тенденция разрушения старины была в Париже, когда знаменитый Гаусман при Наполеоне ломал целые кварталы, а затем парижане сожалели о таких памятниках, как дома Ришелье, Мазарини и др. 
Помимо археологической стороны, в сохранении старины должны играть роль соображения гигиенического характера. 
Московские особняки окружены обыкновенно садами и являются, таким образом, естественными резервуарами воздуха. В интересах оздоровления города управа, напротив, должна бы поддерживать существование особняков, а не способствовать их гибели. 
Видно, не скоро научатся у нас ценить и хранить старину, а когда спохватятся, будет поздно. 

СТ. ЭНЪ.

Рядом с этим участком в исчезнувшем уже небольшом деревянном доме (№ 5/17) на углу Трубниковского переулка и Композиторской улицы поселился художник В. Д. Поле-нов, приехавший в Москву в 1877 г. из Петербурга. "Я ходил искать квартиру, - вспоминал Поленов. - Увидел на двери записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его". Художник имеет в виду свою знаменитую картину "Московский дворик", так проникновенно и лирично передающую облик старой Москвы.

Доходные дома по другую сторону переулка построены в 1909 г. (№ 4, архитектор О. Г. Пиотрович), в 1911 г. (№8, архитектор К. Л. Розенкампф) и в 1914 - 1915 гг. (№ 6, архитектор К. В. Аполлонов). В доме № 4 в 1910 - 1930-х гг. была квартира художника К. Ф. Юона. Среди его работ много картин на московские темы. Это "Гулянье на Девичьем поле", "Кафе на Тверском бульваре", "Вид на Москву с Воробьевых гор" и др.

Сейчас трудно представить, что Трубниковский переулок через какие-нибудь 100 - 200 м отсюда продолжается опять. Любопытно отметить, что в XVIII в. примерно такие же части его имели различные имена: часть до старого Кречетниковского переулка (там, где проходит современный проспект) называлась Чертовым, а другая, до Поварской, - Стрелецкой улицей.

Вторая часть Трубниковского переулка, за проспектом, начинается надстроенным домом № II, три этажа которого были возведены в 1897 г. архитектором И. П. Машковым. Здесь находилась частная хирургическая больница врача князя Чегодаева, в которой он делал операцию язвы желудка художнику В. А. Серову.

За домом № 13 (1914, архитектор Н. В. Андреев) - небольшой особняк, построенный в 1819 г. (правая часть его пристроена в 1886 г.). В 1910-х гг. в этом доме жил известный историк, исследователь русской генеалогии, которую он поставил на научную основу, автор многих трудов, до настоящего времени не утративших своей ценности, Л. М. Савелов. У него обычно собиралось Историко-родословное общество. Собрания эти "всегда бывали оживленными, а высокополезный обмен мнений являлся причиной еще более духовного общения членов". После Октябрьского переворота 1917 г. здание заняла школа-колония имени А. В. Луначарского.

Следующий особняк (№ 17) был выстроен коллежской асессоршей Елизаветой Сонцевой к 1822 г. В 1830-х гг. в нем жил историк Москвы, архитектор А. А. Мартынов.

В 1850-х гг. им владел помещик И. И. Барыков, основатель богадельни в переулке, названном его именем. В 1890 г. владельцем особняка становится художник И. С. Остроухов, и с этого времени начинается славная история этого скромного дома, в котором его хозяин собирает коллекцию русской живописи. Он был не только знающим коллекционером, но и незаурядным художником-пейзажистом. Многим известен его замечательный пейзаж "Сиверко", написанный в 1890 г., о котором П. М. Третьяков отзывался как о лучшем в своем собрании. Остроухов после смерти основателя Третьяковской галереи был членом ее совета и попечителем. Дом его был одним из культурных центров Москвы - здесь побывали, наверно, все русские художники рубежа XIX и XX вв. Коллекции Остроухова были известны не только первоклассными произведениями русских живописцев - Щедрина, Иванова, Саврасова, Перова, Левитана, Репина - но и прекрасным подбором старинных икон, которые художник рассматривал как живопись мирового значения. Коллекция его в конце 1918 г. была национализирована и стала филиалом Третьяковки под названием "Музей иконописи и живописи", а И. С. Остроухов был назначен пожизненным хранителем. В своем лице он совмещал все должности - и директора, и экскурсовода, и... ночного сторожа. Посетителей было немного, и Остроухов для того, чтобы придать несколько более весу "своему" музею, сам покупал входные билеты. Как-то Репин, живший в спокойной загранице, неудачно подшутил над своим давним другом, прислав ему открытку с таким адресом: "Его Превосходительству Илье Семеновичу Остроухову. Москва, в Трубниковском переулке, в собственный дом", - и подписался: "Привет от белогвардейца!". Можно представить себе состояние Остроухова, получившего такую открытку в большевистской Москве. В. Ф. Булгаков, рассказавший этот эпизод, застал его дома, одетым и ожидавшим прихода чекистов, но все как-то обошлось.

Остроухов скончался в 1929 г., и его собрание, к сожалению, было роздано нескольким музеям, а дом отдан под жилье. Но теперь бывший остроуховский особняк отреставрирован и передан Литературному музею.

В этом доме последние годы своей короткой жизни (он умер в 1892 г., 41 года) провел тяжелобольной П. Ф. Маевский, один из основоположников научной ботаники в России, составивший прекрасные описания среднерусской флоры.

 

http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper15_4.html


Веб-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc.
Главный редактор сайта © Григорий Андреев, Kirsoft Inc.
Информационное наполнение и все права © Григорий Андреев, Kirsoft Inc., 2013-2018

Темы этой статьи

Тема%