Top

Черновики историка
Веб-журнал Григория Андреева
http://l-flow.ru

Иллюминация в Москве в 1883 году. Михаил Платонович Фабрициус

Руководил устройством московской иллюминации 1883 года инженер-полковник Михаил Платонович Фабрициус.

Вот его краткая биография:

Михаил Платонович Фабрициус родился 30 сентября 1847 года в Киеве.

В 1867 году окончил Александровское военное училище в Москве. Фельдфебель, переведен в Инженерное училище.

В 1868 году окончил Николаевское инженерное училище. Выпущен подпоручиком (12 июля) в 3-й резервный саперный батальон. С 1 июля 1871 года - поручик, с 24 ноября 1874 года - штабс-капитан.

В 1874 году окончил Николаевскую военно-инженерную академию. Военный инженер.

В 1876-1883 годах – бау-адъютант (инженер) Большого Кремлевского дворца. Капитан с 27 марта 1877 года.

Перестраивал ряд кремлевских зданий, в т.ч. дом Синодального ведомства. Подполковник с 12 апреля 1881 года.

Руководил охраной памятников архитектуры московского Кремля и организацией торжественных мероприятий. К коронации разработал проект иллюминации и электроосвещения Кремля (1883).

С 15 июля 1883 года по 12 февраля 1885 года находился в запасе.

В 1885 году переведен на службу в Киев, с 12 февраля - штаб-офицер для особых поручений в Окружном инженерном управлении Киевского военного округа. С 30 августа 1885 года - полковник.

С 1894 года генерал-майор, чиновник особых поручений Кабинета Его Императорского Величества.

С 10 сентября 1894 года - в запасе Корпуса инженеров.

С 1902 года член Совещательного технического комитета по строительной части при Кабинете Его Императорского Величества. Проживал в Петербурге на Бассейной улице.

С 1905 года – в отставке.

После отставки возвратился с семьей в Киев.

Женат. Дочь Ксения (1887 – 01.01.1942) – в замужестве Матвеева, умерла в блокадном Ленинграде.

Умер 14 марта 1915 года и похоронен на Аскольдовой могиле.

Слыл незаурядной личностью, его изобретательности не было предела: предложил продлить Крещатик до границ Труханова острова, а на самом острове возвести небоскреб по типу Манхэттена. Первый, кто на основании собственных проектов заговорил о строительстве крытого рынка, создании городской канализации, использовании артезианских скважин.

В начале 1884 года М.П. Фабрициус приобрел усадьбу по Институтской улице № 16. И заказал архитектору А. Геккеру проект дома, но не удовлетворенный результатом, отказался от посторонней помощи, собственноручно спроектировал, и построил в 1885 году в глубине усадьбы, оригинальный, в псевдомавританском стиле, особняк. Казалось, что этот миниатюрный 2-х этажный дворец перенесли волшебники-джины с далеких берегов какого-то теплого моря. Дом был отделан желтым и красным кирпичом, имел полуциркульные окна, стрельчатый портал с балконом для обзора и круглые башенки по углам. Этот особняк Фабрициуса сгорел в сентябре 1941 года.

В 1886 году М. Фабрициус расширил свои владения за счет приобретения соседнего участка (Институтская дом 18), построив на новом месте доходный четырехэтажный дом.

Исторический парадокс в том, что именно на месте этого дома Фабрициуса ещё до революции был построен первый киевский небоскреб - доходный дом Гинзбурга.
Известный строитель-подрядчик, купец первой гильдии Лев Борисович Гинзбург в 1889 году выкупил у М.П. Фабрициуса участки дома 16 и 18.

Сначала Гинзбург, который стал владельцем участка, площадью 2036 кв. десятин, расположенного между улицами Николаевской (современная Городецкого) и Институтской, в 1901 году, по проекту архитектора Шлейфера, на улице Николаевской, 9, сооружает доходный шестиэтажный дом, первый из построенных во вновь образованной усадьбе. С тыльной стороны, от промежуточной площадки, куда выходила парадная лестница нового дома, к особняку М. Фабрициуса, стоявшему несколько выше по склону, над двором был перекинут легкий мостик, освещавшийся по вечерам электрическими фонарями. Сильно пострадавшее в 1941 году здание, было восстановлено после войны.

В 1910 году строительная фирма Гинзбурга занялась строительством высотного дома.

Сооружение обошлось в 1 500 000 рублей. Дом Гинзбурга строился в стиле «модерн» по проекту одесских архитекторов А. Минкуса и Ф. Троупянского на красной линии улицы Институтской. При подготовке к строительству и был снесен дом № 18, построенный в свое время М. Фабрициусом.

В 1912 году строительство небоскрёба закончили, тогда же состоялось и открытие. Дом сразу стал самым современным в Киеве, поскольку имел редкие в то время кованые лифты американской фирмы «Отис». В год постройки был самым высоким небоскрёбом Российской империи (высота со шпилем 60-70 м; к сожалению, точная высота неизвестна).

Дом Гинзбурга был взорван сотрудниками НКВД после отступления Красной Армии 24 сентября 1941 года вместе с несколькими зданиями на Крещатике. Полностью уничтожен в начале 1950-х годов, когда проводилась разборка фундамента дома.
Ещё в Москве М.П. Фабрициус начал заниматься собирательской деятельностью, продолжил в Петербурге; помимо живописи владел коллекцией ювелирных изделий и нефрита. Состоял действительным членом Императорского общества поощрения художеств. В 1906 году опубликовал каталог своей картинной галереи, пользовавшейся к тому времени большой известностью (Картины собрания М.П. Фабрициус. СПб., 1906. [8],86 c.).

Книга об истории Кремля «Кремль въ Москвѣ: Очерки и картины прошлаго и настоящаго» (Москва: Издание Т.И. Гаген, 1883)

Увлекался историей, собирал материалы и написал книгу об истории Кремля «Кремль въ Москвѣ: Очерки и картины прошлаго и настоящаго» (Москва: Издание Т.И. Гаген, 1883). Художественное оформление издания – титульный лист, заставки, концовки и рисунки – выполнили известные русские художники: А.В. Вишневский, С.И. Светославский, И.И. Левитан. Это богатое издание исторического путеводителя по московскому Кремлю было выпущено к празднованию коронации императора Александра III.
 
М.П. Фабрициус в течение тридцати лет собирал живопись - его коллекция включала 231 картину русской школы и 72 произведения старых итальянских, немецких и голландских мастеров. 

Его заветной мечтой было устройство галереи в родном Киеве.

У Фабрициуса покупал произведения известный царскосельский коллекционер В.П. Зуров. Отсюда, например, происходят замечательный "Портрет богослова Демарэ" П. ван дер Алста и "Цветы" Даниэла Сегерса, подаренные позднее Зуровым Императорскому Эрмитажу. Однако большинство полотен Фабрициуса, среди которых были работы Я. Порселлиса, Я. Хаккерта, В. Схеллинкса, Н. Берхема, Р. Рейсх и картина И. Эйтевала "Грехопадение" (современное местонахождение неизвестно) были проданы за границей. Так, 4 декабря 1906 года, в Берлине ушли с молотка более ста голландских полотен, принадлежавших Фабрициусу.

Ещё при жизни часть произведений живописи из своей коллекции передал в Румянцевский музей (http://www.rmuseum.ru/data/authors/f/fabritsiusmp.php). Музей принимал их в течение 1913-1916 годов. После смерти Фибрициуса картины в Румянцевский музей продолжала передавать его дочь.

Источники: РГВИА, ф. 802, оп. И, д. 1347;
http://www.interesniy.kiev.ua/dost/doma-i-sooruzheniya-kieva/gostinitsa-ukraina; 
http://allydota.ru/item/items98648.html.

Веб-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc.
Главный редактор сайта © Григорий Андреев, Kirsoft Inc.
Информационное наполнение и все права © Григорий Андреев, Kirsoft Inc., 2013-2017

Темы этой статьи

[Ваш браузер устарел]
Тема%
     История России до 1917 г.76.92
     Учебные заведения23.08