Top

Черновики историка
Веб-журнал Григория Андреева
http://l-flow.ru

Коммунистические колокола

Газета "Агитационно-массовое искусство" информировала ошарашенного гражданина, что "в VI годовщину Октября во время демонстрации будет исполнена симфония "Ля" на паровой магистрали и гудках замоскворецкого района и вокзалов. Постройку и установку магистрали взяли на себя МОГЭС, Арматрест и Трубосоединение. Основную массу гудков даёт НКПС с паровозного кладбища Московско-Курской дороги. Санкцию и средства на организацию дал МК РКП(б)..." (см.: Румянцев С.Ю. Арс Новый. М.: Дека-ВС, 2007. с. 127).

Это - творит на просторах Отчизны свои "перфомансы" неистовый Арсений Авраамов (10/22 апреля 1886, Малый Несветай Ростовского округа ― 19 мая 1944, Москва), искатель и композитор.

Арсений Михайлович Авраамов (Краснокутский)

«Симфония гудков» сильно заинтересовала москвичей. «Вечерняя Москва» писала: “7 ноября 1923 года, к 12 часам дня, к Москве-реке начала стекаться публика; вскоре толпа залила не только обе набережные, но и близлежащие Устьинский и Замоскворецкий мосты. Особенно много собралось народу у самой станции МОГЭСа и на противоположном берегу. На крыше дирижер взмахнул флагом... тяжело бухнул «ударный инструмент», перекатываясь рычащим эхом через Замоскворечье, и... что было дальше, могли слышать только те, кто находился на приличном расстоянии от «симфонии»; участники же ее и присутствовавшие были озабочены только одним: как бы поплотнее заткнуть уши, чтобы не лопнули барабанные перепонки”.

Сам же композитор после исполнения называет и еще некоторые моменты, «бывшие вне нашей воли: нам дали, например, всего 27 пушечных выстрелов! Это на большой-то барабан! А пулеметов совсем не было... только ружейные залпы! А над Красной площадью одновременно с нами гудели всего два десятка аэропланов... Необходимо иметь для сигнализации хотя бы одно тяжелое орудие и возможность бить из него боевым снарядом (шрапнель не годится, ибо, разрываясь в воздухе, даёт второй звук взрыва, могущий сбить с толку исполнителей)».

Приходил рассматривать конструкцию «Магистрали» (инструмента, составленного из нескольких десятков паровых гудков и свистков) и слушал «Симфонию» известный музыковед Михаил Гнесин. Он счёл многие моменты исполнения «изумительными по красоте звучания», а произведение в целом назвал «коммунистическими колоколами».

Вот как писал об этом сам Авраамов (http://www.mosjour.ru/index.php?id=488):
«Мне хотелось бы лишь отпарировать «рикошеты недоразумений»: основная ошибка, которой я поддался благодаря «столичному» масштабу, была слишком сложная гармонизация «Интернационала» и «Варшавянки», из-за которой, при техническом несовершенстве самого инструмента, мелодии стали неузнаваемы для массы; вторая - помещение гудковой магистрали во дворе МОГЭСа (а не на крыше, как предполагалось вначале): звука не хватило на «аудиторию» Москвы. Все остальное - праздные измышления досужей «критики».
 
Опыт сделан, сделан на скромные 20 червонцев, отпущенные МК на все расходы. Это доказывает отсутствие в замысле утопического элемента. Затратив несколько бо'льшую сумму, приспособив к гудкам клавиатуру для «сольного» исполнения, мы сможем иметь грандиозный паровой орган, готовый к услугам Москвы в любой торжественный момент революционного быта. А может быть, внедримся и в бытовые будни, приветствуя «Интернационалом» начало и конец каждого рабочего дня, оповещая столицу о точном времени и вообще вытесняя и заглушая «колокольный звон» старой культуры рабочим ревом гудков и сирен, самим тембром своим много говорящим пролетарскому сердцу».

Веб-дизайн и ПО © Кирилл Щерба, Kirsoft Inc.
Главный редактор сайта © Григорий Андреев, Kirsoft Inc.
Информационное наполнение и все права © Григорий Андреев, Kirsoft Inc., 2013-2017

Темы этой статьи

[Ваш браузер устарел]
Тема%
     История Мосэнерго100